Ведение воинского учета регулируется Порядком организации и ведения воинского учета призывников, военнообязанных и резервистов, утвержденным постановлением КМУ от 30.12.2022 №1487 (далее — Порядок).
В Порядок постоянно вносятся изменения, только в течение 2024 года Кабмин принял шесть постановлений, которые изменили требования к ведению воинского учета.
Работодателям достаточно сложно следить за всеми нововведениями и при ведении воинского учета нередко случаются ошибки.
К типичным ошибкам при ведении воинского учета можно отнести:
- Прием на работу мужчин (призывников, военнообязанных или резервистов) без проверки военно-учетных документов, отсутствие копий таких документов в личных делах работников;
- Несоответствие данных, внесенных в списки персонального воинского учета, документам работников;
- Не внесение всех необходимых данных в списки персонального воинского учета (о членах семьи, образование и т.д.);
- Не соблюдение сроков уведомления ТЦК при приеме на работу или увольнении. Пунктом 34 Порядка предусмотрено: уведомление в ТЦК должно быть направлено в семидневный срок с момента издания приказа о приеме на работу или увольнении. При этом, часто работодатели начинают отсчет такого срока со дня фактического выхода на работу или увольнения;
- Невнесение в пятидневный срок в списки персонального воинского учета изменений, касающихся семейного положения, места жительства, образования, места работы и должности военнообязанных и призывников и не уведомление об этом ТЦК;
- Не оповещение работников об их вызове в ТЦК;
- Отсутствие документального оформления направления работника в рабочее время в ТЦК по полученной повестке.
Указанные ошибки могут привести к привлечению к ответственности должностных лиц предприятия в виде наложения штрафа.
Так, пунктом 87 Порядка предусмотрено, что должностные лица предприятий, учреждений и организаций за нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации, в частности за непредставление в районные (городские) ТЦК списков граждан, подлежащих приписке к призывным участкам, за принятие на работу призывников, военнообязанных и резервистов, не состоящих на воинском учете, необеспечение оповещения призывников, военнообязанных и резервистов об их вызове в ТЦК, несвоевременное представление документов, необходимых для ведения воинского учета и непредставление сведений о таких лицах несут ответственность согласно закону.
В свою очередь, статьей 210¹ Кодекса Украины об административных правонарушениях установлено: нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации, совершенное во время особого периода (военного положения), влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц предприятия в размере от двух тысяч до трех тысяч пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан (от 34 000 до 59 500 гривен).
Как видим, из приведенных выше норм следует следующее. Допущение любой из типовых ошибок может трактоваться контролирующими органами как нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации. Что влечет за собой наложение штрафа на директора предприятия или же на должностное лицо, ответственное за ведение воинского учета.
Дела о нарушении законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации рассматриваются ТЦК по месту регистрации предприятия. Накладывать административные взыскания имеют право руководители соответствующих ТЦК.
Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано путем подачи жалобы в ТЦК или искового заявления в суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Эффективным способом защиты в этом случае будет именно направление искового заявления в суд, ведь ТЦК очень неохотно отменяют собственные постановления.

Владимир Дышлюк
Юрист юридической фирмы «Бирес