В марте 2025 года вступил в силу новый Порядок функционирования системы электронного документооборота — электронная товарно-транспортная накладная (э-ТТН), утвержденный Приказом Минрегиона от 27 декабря 2024 года №1491.
Полный текст документа доступен по ссылке.
Система е-ТТН внедрена с целью цифровизации в сфере внутренних грузовых перевозок и создания единой государственной политики в сфере электронного документооборота.
Кто пользуется Системой е-ТТН?
К электронной товарно-транспортной накладной привлекаются следующие участники:
- грузоотправители — лица или компании, которые отправляют товар и создают электронную ТТН;
- перевозчики — транспортные компании, которые осуществляют перевозку груза и подтверждают получение и доставку товара;
- грузополучатели — конечные получатели товара, которые должны подтвердить факт приема груза;
- государственные контролирующие органы (в частности, Укртрансбезопасность).
Какие документы можно формировать в Системе е-ТТН?
Окрім основної електронної накладної система дозволяє створювати наступні коригуючі документи:
1) акт об отказе в погрузке — составляется в случае выявления непригодности представленного транспортного средства для перевозки соответствующего груза;
2) акт перегрузки — в случае осуществления полной перегрузки груза по соответствующей е-ТТН на другое транспортное средство;
3) акт разгрузки на промежуточном складе — в случае полной разгрузки груза на промежуточном складе;
4) акт загрузки на промежуточном складе;
5) акт перепломбирования составляется — в случае замены пломбы на специализированном автомобиле;
6) акт об изменении пункта назначения груза;
7) акт разногласий о грузе — составляется между грузополучателем и перевозчиком в случае отклонения по массе, количеству грузовых мест или сумме фактически доставленного груза и сведениями о грузе, указанными в э-ТТН;
8) акт принудительного завершения е-ТТН — в случае прекращения действия договора перевозки по основаниям, определенным договором или законодательством, если перевозка данного груза не была завершена;
9) акт корректировки е-ТТН — составляется в случае допущения ошибки в реквизитах е-ТТН.
База данных е-ТТН
Центральным элементом системы является база данных е-ТТН, которая обеспечивает:
- регистрацию документов и сопроводительных актов;
- сохранение ключевой информации (дата, место, маршрут, участники перевозок, масса груза и т.д.);
- обновление статуса документа в режиме реального времени;
- доступ инспекторов к необходимым сведениям.
База данных е-ТТН используется должностными лицами Укртрансбезопасности с целью осуществления государственного контроля за перевозкой грузов автомобильным транспортом.
В базе данных е-ТТН содержится следующая информация:
- Дата и место составления е-ТТН;
- Тип е-ТТН в зависимости от вида груза;
- Уникальный номер е-ТТН (UUID), внутренний номер и ее статус;
- Данные об участниках перевозок;
- Информация о транспортных средствах и маршруте перевозки;
- Масса грузового места;
- Ссылка (URL) на документ е-ТТН, хранящийся на платформе ЭДО.
База данных дает возможность:
- регистрировать новые электронные ТТН;
- обновлять статус документа в режиме реального времени;
- добавлять корректирующие или сопроводительные документы;
- предоставить инспекторам доступ к необходимой информации.
Как подключиться к Системе е-ТТН?
Щоб почати користуватись е-ТТН, підприємству потрібно:
- Выбрать оператора электронных доверительных услуг (ЭДО) — перечень доступен на портале е-ТТН.
- Подключиться к сервису выбранного оператора.
- Настроить бизнес-процессы с учетом работы через систему.
Обязательно ли всем предприятиям использовать систему е-ТТН?
Пока что система е-ТТН работает в экспериментальном режиме. Использование электронных накладных не является обязательным до внесения изменений в Закон Украины «Об автомобильном транспорте».
В настоящее время ТТН может оформляться как в бумажной, так и в электронной форме.
Заключение
Система е-ТТН — это шаг к цифровизации логистики и документооборота грузовых перевозок в Украине. Она упрощает процесс оформления и повышает прозрачность перевозок. В то же время стоит учесть, что к базе е-ТТН будут иметь доступ государственные органы, что усилит контроль.
📌 Пока использование е-ТТН не является обязательным, предприятиям целесообразно оценить преимущества и риски и решить, стоит ли уже сейчас интегрировать систему в свои процессы.